Группа ученых из Марсельского университета под руководством Джонатана Грейнджера выдвинула теорию, что способность распознавать слова в письменном виде не является следствием развития речевого аппарата. Чтобы проверить эту теорию, учеными была создана компьютеризированная экспериментальная установка, которая не требует участия человека в ходе эксперимента. Устройство совмещает в себе компьютер и сенсорный экран, на котором периодически появляются тестовые задания и простейшие элементы интерфейса. Для испытаний были выбраны павианы, которые ранее не подвергались каким либо элементам дрессуры. Компьютеры установили в непосредственной близости от клеток животных. При входе обезьяны в небольшую кабинку срабатывал датчик, и на экране появлялось задание, сгенерированное случайным образом.

Обезьянам предлагалось определить, что появилось на экране – слово или бессмысленный набор букв, и нажать соответствующую кнопку («слово» или «не слово»). В случае правильного ответа павиан получал заранее приготовленное лакомство. Участие животных в эксперименте происходило исключительно на добровольной основе, то есть павианов никто в кабинку не загонял. В ходе каждого из сеансов, на экране появлялось английское слово из четырех букв, или несколько абсолютно случайных буквенных сочетаний. Переход  к следующему заданию происходил после того, как обезьяна безошибочно определяла правильное слово. За время эксперимента, который продолжался  полтора месяца, обезьяны научились определять в среднем по 80-100 слов, а наиболее способный павиан выучил 308 слов. Как утверждают ученые, более двух третей обезьян к концу тестирования научились легко отличать слова от «абракадабры», даже если слова показывались впервые. К сожалению, ученые так и не смогли добиться появления у павианов стойких ассоциаций между написанием слова и его смысловым значением. Возможно, такую задачу удастся решить в ходе будущих исследований.

Добавить комментарий