Утром 15 июня на Арбатско-Покровской линии произошла авария. На перегоне между станциями “Славянский бульвар” и “Парк Победы” поезд сошел с рельсов. По последним данным, погиб 21 человек, пострадали более 160.
Мы представляем вашему вниманию наиболее вероятную версию событий.

Фото с сайта http://moscow.mchs.ru

1. Поездов, участвовавших в инциденте, было два (и тут брошу камень в огород СМИ, не разобравшихся в ситуации в течение всего дня). Первый из них проследовал через «Парк Победы» за пару минут перед вторым (попавшим в аварию) и спокойно приближался в момент ЧП к «Славянскому Бульвару». Он не доехал до «Славянского Бульвара» порядка 200 метров и был экстренно остановлен автоматикой «на полном ходу» перед станцией в тот момент, когда «за его спиной» вторым поездом был разрушен контактный рельс. Именно к первому поезду относится комментарий «тормознул на скорости около 70 км. в час», именно в нем машинист продержал пассажиров какое–то время, поскольку пытался понять суть происходящего, именно там позже машинист организовал эвакуацию пассажиров на платформу горевшей огнями впереди станции «Славянский Бульвар». В первом поезде пострадавших было сравнительно немного — ушибы, вывихи, сдавленные грудные клетки и брюшные полости (может быть даже сломанные ребра порезы) из–за падения стоявших пассажиров на соседей в момент экстренного торможения. Всего в первом поезде было около 1 500 человек (о чем на платформе «Славянского Бульвара» разговаривают сотрудники МЧС в некоторых видеороликах). Именно пассажиров этого поезда — сравнительно целых — мы видим поднимающимися на платформу, именно им на встречу (и мимо их поезда дальше) в тоннель пробираются спасатели (идущие к разбитому головному вагону второго поезда).

«Славянский бульвар» — станция неглубокого заложения, именно поэтому с нее пошли первые новости в СМИ. По этой причине ошибочно сообщалось как о происшествии в 200 метрах от станции, так и о причине ЧП в неполадках с напряжением (то, что пережили очевидцы в первом поезде).

2. Второй поезд, следовавший за первым с интервалом минуты в две — три, через примерно 20 секунд после отбытия с «Парка Победы» въехал (на скорости, меньшей, чем 70 км. в час — он не имел времени нормально разогнаться, даже уклона вниз там нет) в зону стрелки ССВ на будущую Калининско–Солнцевскую линию. При прохождении этой стрелки первым вагоном произошла нештатная ситуация, в результате которой первый вагон поезда сошел с рельс (очень возможно, что уже в этот момент он потерял переднюю колесную тележку). Сход головного произошел в тоннеле нестандартно большого диаметра (это не просто перегонный тоннель, это камера съездов увеличенного диаметра), поэтому угол отклонения траектории движения головного вагона от нормальной траектории оказался заметно больше, чем если бы всё произошло в обычном тоннеле. Ситуацию ухудшило еще два обстоятельства: вагон был (во–первых) гармошечным «Русичем» с длиной полусекции порядка 13 метров (гармошку на сгибе смяло легко, передняя 13–метровая полусекция еще легче «вошла в поворот» в камере съездов, нежели вошел бы в поворот стандартный 19–метровый вагон) и (во–вторых) модифицированным многодверным «Русичем», конструкция несущего каркаса которого ослаблена дополнительными парами дверей и врезанными в потолок кондиционерами (этотпроект появился как переделанный первоначальный проект).

Вжавшийся правым бортом кабины машиниста в стену тоннеля первый вагон (разворачиваясь при этом зоной гармошки к противоположной левой стенке тоннеля) был по инерции пропихнут остальными вагонами состава при прохождении камеры съездов в «правильный» тоннель (т. е. в тот самый тоннель, по которому и должен был проследовать поезд в штатном порядке) и через пару секунд уперся в часть стен тоннеля и свода тоннеля в зоне его сужения (там заканчивается камера съездов, и диаметр путевого тоннеля резко сужается до стандартного). В результате, если изначально груда обломков первого вагона летела вперед по широкому тоннелю, то теперь она попала в «бутылочное горло». В эту мешанину обломков вмялся второй вагон (также потерявший в металлодробилке почти всю свою первую полусекцию), что вызвало окончательную остановку поезда. Этим объясняется как искривление пола, стен и потолка первого вогона во всех мыслимых плоскостях, так и наезд части второго вагона на эту груду и его подъем до потолка тоннеля на приличную высоту. Этим могут объясняться и комментарии типа «поезд врезался в тупик», поскольку очевидцы, работавшие со стороны хвоста поезда, могли наблюдать верхнюю часть «стенки сужения свода тоннеля» (всё, что ниже этой стенки, закрыто обломками, и не видно, что в стенке–то дыра, т.е. продолжение перегонного тоннеля).

Пробка из обломков полностью перегородила тоннель, поэтому спасатели, прибежавшие от «Славянского Бульвара» (от первого поезда), и спасатели, прибежавшие от «Парка Победы», первое время работали автономно друг от друга. Могу ошибаться, но первый поезд после эвакуации пассажиров был снова использован — чтобы «задним ходом» (на аккумуляторах?) доставить часть спасателей и оборудования к обломкам второго состава.

Основные ранения во втором поезде — рваные раны, сжатия, переломы и прочие ужасные вещи. Ушибами и переломами ребер отделались только те, кто был в середине поезда. Пассажиров второго поезда эвакуировали через обе платформы «Парка Победы» и — частично (самостийно так получилось) через служебные и строительные ходки метростроя (сооружение тоннеля «Минская» — «Парк Победы»). Именно к «Парку Победы» направили эскадрилью медицинских вертолетов, большое начальство и т. п.

Предварительными зонами поиска причин катастрофы могут быть:
1. Нестандартная ситуация на путях перегона (строительные работы по–соседству и экстренное врезание новой стрелки в ночное окно).
2. Неопытность машиниста (при прохождении знакомого участка по незнакомым из–за недавних изменений путям в зоне строительных работ).
3. Неопытность строителей (брак при создании стрелки).
4. Плохая сборка вагона (бракованное крепление колесной тележки первого вагона к вагону).
5. Проблемы конструкции вагона (потеря прочности при врезании дополнительных дверей и кондиционеров в первоначальный проект).

Полагаю, настоящая причина в сочетании нескольких (или всех) из этих факторов.

Добавить комментарий