В Госдуме готовится ряд инициатив, связанных с пропагандой патриотизма среди школьников. Парламентарии хотят вернуть в учебную программу уроки политинформации. Также в нижнюю палату осенью поступит предложение об обязательной военной подготовке в средних и старших классах, где учеников научат обращаться с оружием.

Попытаюсь в одном комментарии внятно, подробно и последовательно сформулировать, что лично мне не нравится в этом введении именно сейчас начальной военной подготовки (НВП) и политинформации в школах.

Военная подготовка и политинформация возращаются

1) Некоторые пишут, что добавление этого нового предмета (НВП) в школьную программу не имеет никаких негативных последствий. Мол, и ущерба другим предметам не будет, и наоборот дадут школьникам полезные в жизни знания и умения про строевую подготовку, устройство оружия, метание гранат, бегание в противогазе, самооборону, защиту своей жизни и здоровья в опасных военных/аварийных/техногенных/стихийных ситуациях и укрепят физически. Мол никакой пропаганды и политической накрутки милитаристских настроений и военной агрессии, только сугубо полезные в жизни каждого человека утилитарные знания и умения.

Я же весьма скептически отношусь к подобным ожиданиям и заявлениям.
Во–первых, школьная программа настолько плотно насыщена дисциплинами и учебными часами, что добавить новый предмет без ущерба для остальных просто нереально. И так уже в школьной программе отнимают учебные часы от действительно полезных предметов на всякий посторонний шлак вроде основ православия. А тут ещё два предмета (НВП и политинформацию) хотят добавить, отнимая у других часы.
Во–вторых, все те перечисляемые полезные в жизни знания и умения, которые якобы даст школьникам НВП, вполне можно им давать в рамках уже существующих школьных дисциплин: физкультура, ОБЖ, труд, химия, физика, УПК, география, биология (анатомия, физиология, оказание первой помощи). Зачем вводить ещё один дополнительный предмет для этого?
Разве что для того, чтобы обильно полить всё это соусом пропаганды военщины, любви к армии и милитаристской политики государства. Особенно на это указывает желание в паре с НВП ввести ещё и политинформацию.
И это мне совсем не нравится. Незачем школьникам мозг этим промывать.

2) Кроме образовательного ущерба и ненужной пропагандистской накрутки школьников я виже негативный эффект даже не в самом введении этих дисциплин в школьную программу (в будущем), а в самой подаче в СМИ информации об этом (уже сейчас).
На мой взгляд эти новости подаются в рамках одной мощной пропагандистской милитаристской камапании, выдуманной и активно продвигаемой какими–то пропагандистами из администрации президента. Вы посмотрите заголовки новостей за последние полгода. Про увеличение военных бюджетов, про закупки нового вооружения для российской армии, про передислокации военных частей и техники, про многочисленные военные учения в западных регионах России, про призыв граждан на военные сборы, а теперь вот ещё и про введение начальной военной подготовки в школах. Всё это подаётся с увеличенной значимостью и активно раскручивается.

Я вижу в этом звенья единой информационно–пропагандистской кампании, игры мышцами, демонстрации военной силы, запугивания военщиной. Эти действия и информационное освещение их направлены и на внешнего зрителя (США/Европа, Украина и прочие соседи России), и для внутреннего потребителя («Смотрите, какая наша страна сильная. Кого угодно победим. Готовы противостоять любой военной мощи. И любого врага в радиоактивный перел превратим. Гордитесь Россией!»).
Я уверен, что среди российских граждан немало малообразованной гопоты, которая понимает только язык силы, поэтому их вся эта игра мышцами на публику очень воодушевляет («Да мы йопта Россия!!! Самые крутые!! Кого хочешь победим! Вся Америка и Европа у нас отсосут!! Путин опять всех переиграл!!! Вон как ловко Крым отжали у хохлов!!! Да наши вежливые зелёные человечки скоро в вашей Америке будут!!! За Путина!! За ВДВ!! Всем сасать!»)

Но я себя к такой части электората не отношу, поэтому мне весь этот милитаризм, игра мышцами, готовность воевать со всеми и угрозы показать всем кузькину мать совсем не нравятся. Я предпочитаю более адекватный и взвешенный взгляд на вещи.

3) Ещё это введение НВП видится мне и частью другой пропагандисткой кампании. Речь уже не про военную пропаганду, а про информационную кампанию по возвращению в обиход современной России старых советских штучек.
Вернули музыку советского гимна, ДОСААФ, нормативы и значки ГТО, ВВЦ вернули имя ВДНХ, «план Путина» и «удвоение ВВП к 2010 году» — это некие аналоги планов советской пятилетки, депутатами ГД уже даже озвучивались идеи вернуть ФСБ старое название КГБ и вернуть памятник Дзержинскому на Лубянскую площадь. Эдак скоро ещё предложат ГИБДД снова переименовать в ГАИ и вернуть пионерскую организацию во все школы.
И возвращение в школы НВП видится мне последовательным шагом этой же самой информационной кампании по возвращению старых советских терминов/названий.

Что плохого в советских названиях? Да ничего в сущности. Вот только в России это становится ещё элементом пропаганды и карго–культом.
Дело в том, что в России есть немало людей, которые жили в советские времена. И многие сохранили о них только хорошие и романтические воспоминания [таково уж свойство памяти + советская цензура замалчивала негативные вести] («Мы–то в советские времена оооо! Победили фашистскую Германию и всю Европу освободили! Подняли страну из руин и подняли целину! Ядерную и водородную бомбу сделали! Первого человека в космос запустили! Лучшие самолёты, танки, корабли, подлодки, ракеты, вооружение! Ледоколы в Арктике и Антарктике! Развили науку и образование! Самая читающая нация в мире! Днепрогэс, БАМ, Транссиб, Беломоро–Балтийский канал и другие великие стройки! Кучу стран соцлагеря спонсировали! Весь мир нас боялся и уважал! А ещё тогда квартиры давали по выслуге лет, каждое лето путёвки в санаторий на море давали, водка по 3.62, да и хер тогда стоял и бабы давали.»). Плюс есть молодёжь, не заставшая СССР, но воспитанная на идеализированных и сугубо положительно–романтичных воспоминаниях старпёров о нём.

В итоге все эти возвращения в современной России старых названий и прочие идеологические и терминологические отсылки и параллели с СССР — это просто заигрывание с этими позитивными воспоминаниями этой части электората об СССР. Когда современной путинской России нечем похвастаться (ну нет достижений, только коррупцция, разворовывание бюджетов, беззаконие, цензура, закручивание гаек, распродажа ресурсов и т.д.), то начинают вспоминать прошлые заслуги СССР и потом добавляют, что это всё достижения нашей великой страны, примазываясь к былой славе СССР (хотя всё это вовсе не заслуги Путина). И все эти возвращения к советским названиям — это сознательная уловка, манипуляция с позитивными образами в памяти народа с целью приблизить в сознании определённой группы электората связь современной россии с былым величием СССР.
Аналог карго–культа, когда какое–то глобальное и позитивное явление в прошлом пытаются проассоциировать и вызвать в сознании путём использования каких–то внешних его проявлений, символов и атрибутов. И я в этом не вижу ничего хорошего.

2 Responses to Военная подготовка и политинформация возращаются

  1. Аноним:

    Было бы логично логично НВП вместо основ Православной Культуры в расписание воткнуть. Но скорее выкинут историю для политинформации, и выкинут литературу вместо НВП.

  2. prog:

    У меня старая знакомая уже давным–давно работает в одном общеевропейском инвестиционном банке в Люксембурге, и добралась до какой–то высокой позиции, чуть не полсотни белых воротничков под командой.

    И на каком–то корпоративе вывезли их на стрельбище.
    Рассказывала (солидная ухоженная дама в очках) «как прикоснулась к АКМ, так руки совершенно непроизвольно его разобрали.
    Потом не приходя в сознание собрала».

    Потом оглянулась — вокруг стоит несколько десятков абсолютно окаменевших человек.
    Пришлось им объяснять, что такое было в СССР НВП.

Добавить комментарий