С памятью у меня всегда были проблемы. То, что было нужно и важно запоминалось неохотно, с трудом и забывалось буквально на следующий день. Вспоминая как сдавала экзамены в школе не понимаю, как я вообще что то сдала. О нет я учила и всё знала но… только до выхода к доске или чистого листа на котором следовало написать ответы на экзаменационные вопросы. Чистый лист. Вот чем становилась моя память. «Кто я? Где я? «(цы) Как то выкручивалась, но обидно было до слёз. Стоило выйти из экзаменационного помещения память возвращалась и было тем более обидно, что материал знала «назубок». На следующий день впрочем все знания испарялись и всплыли только в процессе жизни…Сами собой, отрывками, когда понадобились.
Тем не менее некоторые заинтересовавшие меня в сообществе посты я помню наизусть, хотя прошло немало времени с их опубликования. А некоторые книги перечитываю по нескольку раз совершенно не помня содержимого, вспоминая, что я уже это читала примерно на середине повествования.
Понимание это отдельная песня, имеет ли она отношение к дочери Урана и Геи я не знаю, но прочитанная мною мудрёность проявляется во мне как фотография в проявочной — медленно . Иногда, пару недель чья то светлая мысль остаётся для меня тёмной, и вдруг «внезапно» ( цы) сложное умопостроение становится логичным и понятным и я недоумеваю, как же я могла этого не понимать? Это же так просто.
Запрос собственно. Это только у меня так или может бродят по свету мои товарищи по несчастью? Может это вполне нормально, смотреть в текст видя только буквы и прозревать медленно, и вдруг получать озарение . Или есть люди которые смотрят и понимают всё — всё с первого раза ? И я тугодум обыкновенный?

AcademSMI.ru рекомендует: предпринимательство и налоги

38 Responses to Психология:Игры Мнемозины

  1. Mziro:

    По-моему, всё описанное в той или иной степени нормально, но можно изменить тренировками.
    Что конкретно вы хотите изменить и в какую сторону, в чём состоит «несчастье»?

  2. 2an77:

    Хочу всё понимать с первого прочтения, запоминать быстро..) Иной раз читаю текст О. В. и чувствую себя ущербной… вот так вот.

  3. Mziro:

    С быстрым запоминанием я, наверное, не помогу (но существует множество методик — погуглите).

    Понимать с первого чтения — предлагаю простое упрожнение. Прочтите одно предложение и подумайте над ним. Когда поняли, прочтите следующее. Заодно перечитайте предыдущее чтобы «связать их вместе». Потом третье. Потом четвёртое. Не переходите к следующуему предложению, пока не поняты все предыдущие. Это может по началу быть очень медленно (несколько часов на страницу — нормально), но вскоре вы ускоритесь и всё будет как у людей.

    Но, вообще, я не уверен, что к этому стоит стремиться. Вы, вероятно, обрабатываете параллельно, правым полушарием. Обычно это суммарно быстрее, чем понимать левым, последовательно и логично. Т.е. обычно люди специально тренируются читать так как вы описываете, и этому сложнее научиться, чем наоборот.

    P.S. Кто такой В.О.?

  4. 2an77:

    О. В. — Ольга Викторовна. Модератор и пси-профи 🙂

    У меня тоже закрадывалась мысль о параллельности обработки информации моим мозгом. При чём это делается, неосознанно, то есть я об этом не думаю, над текстом не размышляю.

  5. Mziro:

    Понял, спасибо 🙂

    При чём это делается, неосознанно, то есть я об этом не думаю, над текстом не размышляю.

    Это таки и работает. Если раньше не умел этого делать, требует трудов научиться читать так, чтобы «впитывать» текст, не размышляя над ним.

    Я бы на вашем месте подумал бы над следующими вопросами:

    1. С какой скоростью вы работаете над сложным текстом. Т.е. с какой скоростью, по сравнению с вашими знакомыми примерно вашего уровня образования и должности, могут выполнять работу (производить конечный результат), требующую чтения сложных текстов. Если вы заметно медленее — то тогда можно думать, как над этим работать.

    2. Доставляет ли вам проблем чтение лёгких текстов? Время от времени для жизни нужно быстро читать и сразу понимать какой-то несложный бытовой текст. Если у вас с этим проблемы — можно над этим отдельно поработать. Но, мне кажется, хорошо бы поработать над этим таким образом, чтобы не потерять то умение, которое у вас сейчас есть.

    Насколько я понимаю, читать можно тремя способами:
    1. Так как вы — интуитивно/параллельно.
    2. Вдмумчиво, последовательно. Вы читаете очередное предложение, задумываетесь над ним, и встраиваете его в свою модель понимания.
    3. Скорочтение. Скорочтение, кстати, имеет очень мало общего с п.1. Скорочтение — это способ читать не весь текст, а только то, что нужно, что ответит на ваши вопросы. Глаза быстро пробегают по тексту, воспринимаются лишь какие-то «ключики», а когда есть сигнал, что это то, что нужно, то оно читается внимательно, в режиме 2.

    Если вы хотите овладеть этим режимом 2, думаю, можно просто тренироваться читать очень медленно, задумываясь над каждым предложением, пытаясь его понять. Задавайте мысленно исследовательские вопросы «что это значит?», «что это?», «о чём оно?», «зачем автор это написал?», «какое отношение оно имеет к предыдущему тексту?», «почему автор выразил эту мысль именно этими словами?» и т.п. Со временем практики эти вопросы будут неосознанными — просто как «фильтр» при чтении, и вы будете читать быстро этим способом.

    Ещё — можно почитать учебник по логике, или учебник по геометрии. Доказательства теорем по геометрии — это почти что в чистом виде последовательный подход.

    Опасность в том, чтобы не потерять ваш сегодняшний подход (п.1). Он — как мне кажется, мощнейший инструмент, и если иметь в распоряжении оба инструмента — будет ещё лучше, а если только один, то я бы, пожалуй, выбрал ваш 🙂

  6. 2an77:

    Спасибо за развёрнутый и подробный ответ 🙂 Вы сняли с меня комплекс неполноценности, который я десятилетиями лелеяла…..

  7. Mziro:

    Пожалуйста! На здоровье 🙂

    Кстати, вспомнилась одна вещь. У меня есть вялотекущее увлечение — изучать биографии различных талантливых людей. Я это не делаю систематически, но когда подворачивается возможность, с удовольствием знакомлюсь. Особо интересно, вот как — как им приходят в голову решения, новые идеи,… вдруг я уловлю принцип и смогу применить? Так вот. У меня, конечно, без доказательств, но по общим ощущениям, кажется, что мозг в таких случаях работает так как вы описали. Подумал над проблемой, ничего не понял, потом вдруг внезапно — бац! — решение. Не на ровном месте, был факт работы над проблемой, но он был давно, т.е. решение не пришло путём последовательных размышлений. Оно пришло как-то по-иному.

    Я к тому, что, может быть, вам надо почаще читать ещё более сложные тексты, в которых описываются нерешённые проблемы 🙂

  8. 2an77:

    Надо попробовать:)) В виде эксперимента… Кто знает, к чему подобный эксперимент может меня привести 🙂

  9. Mziro:

    Я уже довольно длительное время имею практику что-то важное и сложное читать намеренно быстро — чтобы оно как-то «загрузилось» в голову для обработки в фоновом режиме, оставлять на денёк, и потом перечитывать. Тогда приходит более глубокое понимание. Другими словами, специально пытаюсь научиться читать так как вы. А вы хотите наоборот! Надо же.

  10. 2an77:

    Ого. Оказывается то, что я считаю своим недостатком и , скажу прямо привыкла этого немного стыдится как некоего изъяна, оказалось чем то ценным и хорошим…)

  11. Mziro:

    Ещё мысль: по-настоящему сложное не задумано для быстрого понимания. Я как-то раз работал над одной книжкой по алгебре. Быстрее страницы в неделю мне читать её не удавалось.

  12. Egaspb:

    с памятью. по-видимому, от волнения у вас возникала защитная реакция. У меня примерно так получается, когда иду к терапевту или др. врачу — все боли меня покидают:))
    что касается понимания — там ситуация, связанная с тем, что любой смысл для нас существует на фоне контекста. Если мы не можем, образно говоря, найти угол зрения, под которым становится понятен и виден и смысл (фигура), и контекст, на фоне которого эта фигура имеет смысл и связи с ним, и отвечает на внутренние вопросы — то восприятие в силу непривычности заданного автором «угла» рассмотрения (направления взгляда) в нас в смысл не складывается. В приведенном вами примере, когда по прошествии времени понимаете — это означает, что в уме покрутили-повертели внутренний образ и смогли уловить «направление взгляда»
    Можно ещё и по-другому сказать — с точки зрения речи — процесс описания апеллирует к более глубокому опыту понятий, на которые «намекает» обобщенными словами (их называют номинализации; например — свобода, любовь, посуда — т.е. и ценности, и другие обобщающие сильно слова; содержание и раскрытие таких слов в обыденной и даже научной речи — метафорично с одной стороны, с другой — отсылает нас к системе индивидуальных значений слов. Например — для кого-то дождь — тропический ливень, а для кого-то — летний слепой. Когда мы вслушиваемся или вчитываемся в текст/слова другого человека, наше восприятие, ели мы его принимаем, в достаточной степени гипнотично — то есть часто происходит уход в свою, внутреннюю реальность. А потом оказывается, что говорили о разном…)

  13. 2an77:

    Очень интересно. Но ведь я могу прочесть » тяжёлый текст» и забыть о нём, отбросив его за непонятностью. Возвращаясь же к нему через пару недель, не понимаю уже, что именно я в нём не могла понять. ведь всё так просто…) Такое чувство что как » солдат спит — служба идет»(цы) я отвлекаюсь,живу, а какой то отдел мозга анализирует, работает над понятиями и текстом меня не посвящая в свою работу… иначе даже и не могу обьяснить для себя сей феномен.

  14. Egaspb:

    если б только служба, и жизнь идет (С)
    подсознательная работа я бы сказала даже не мозга — души, идет. Если вы вчитываясь, хотели понять. но по какой-то причине привычная точка зрения или просто свои внутренние сопротивления делали текст …»странным», возникал эффект незавершенности. Это свойство «незавершенного» — стремиться к завершению (внутри нас). Проще всего это увидеть на примере рассматривания решеток с повторяющимися сегментами — как только наш взгляд насытится видеть определенны рисунок чередования пустот и линий, на смену ему придет другой рисунок на фоне той же решетки. Так организм саморегулирует наше восприятие и , в том числе, и во взаимодействии со смыслами. и даже с переживаниями. на этом построена гештальт психология восприятия, и гештальт терапия.

  15. Egaspb:

    есть идея — в отношении вашего визуального восприятия. Вот если бы тогда, в школе, вы пришли ко мне, я бф стала с вами рисовать се, что вы учили к экзамену. просила бы вас помещать на белый лист в виде схемок-майнд мепов — рисунков. Вы бы идеально все связывали по смыслу…
    ИМХО:)) так что пользуйтесь способом — поможет помнить. Вы — визуал.

  16. 2an77:

    Спасибо 🙂

  17. Admsa:

    А вы к медикам обращались? Вообще-то это ненормально забывать через минуту и не понимать тексты… тугодум — это когда человек что-то не может сообразить, решить логическую задачку… а у вас сложности именно с памятью, а не с мышлением как таковым.

  18. 2an77:

    Не обращалась, даже и не знаю к кому по этому поводу обращаться. Но всегда восхищалась людьми которые МОГУТ в отличие от меня. Помню мой друг при поступлении в институт , где было 20 человек на место неделю читал материал и сдавал на высший балл, легко и непринуждённо…При этом учился в школе мягко говоря плохо, просто не хотел. А когда хотел и брался за учёбу то помнил всё и понимал всё просто читая …

  19. Ndlight:

    Есть механическая память, а есть смысловая. С разной эффективностью и та, и другая может работать. Смысловая устойчивее, механическая дезорганизована влиянием аффекта, вы же в обычной ситуации, когда нет переживаний, помните то, что механически заучивали.

  20. 2an77:

    Смысловая у меня явно подкачала…

  21. Ndlight:

    О, я вам такую вещь скажу. Есть уровень обобщения.
    Например, на столе яблоко и апельсин, — ситуативно это на одной тарелке оба предмета лежат. Или свежие. Или оба то, что я люблю.
    Или, на столе яблоко и апельсин — общее для обоих, существенный признак, они съедобны.
    Или оба — растительная пища.
    Или, на столе яблоко и апельсин — общее для обоих, это фрукты. Растут на деревьях, не на земле.

    Критериев обобщения много разных может быть. Поэтому их подразделяют на уровни обобщения,
    — имеющий отношение к личному опыту
    — вне зависимости от личного опыта, имеющий отношение к ситуации, наглядно-ситуативный
    — вне зависимости от ситуации, всегда, имеющий отношение к идее

    Тогда обобщение первого уровня будет
    оба то, что я люблю
    обобщение второго уровня будет
    оба лежат на тарелке (сейчас)
    оба свежие (сейчас)
    обобщение третьего уровня будет
    оба съедобны (в любой ситуации, независимо от опыта наблюдателя)
    оба растительная пища
    оба фрукты

    Я иногда в сообществе пишу на высоком уровне обобщения, идеи группирую между собой. Например, съедобны и пища из примера выше это про оральные потребности, а растительная (не животная) и фрукты (не овощи) это про потребность описывать, наблюдая со стороны. И могу написать что-нибудь в комментарии про оралитет, не заботясь о том, насколько меня понимают. Вы просите меня другими словами пояснить, мне нетрудно

  22. 2an77:

    Спасибо 🙂 Конечно, хотелось бы быть выше уровнем и понимать всё влёт…

  23. Ndlight:

    Вы сравниваете человека, который двадцать лет занимается психологией и кто каждый день не по одному разу «речёвки» рассказывает, с конкретно-наглядно-ситуативным объяснением (меня), и кто интеллектуализирует в книгах и статьях, ибо клиентам умствования не нужны, или афористично и лаконично формулирует тут в сообществе ради удовольствия сформулировать, — с человеком, которому эта игра в бисер не нужна. Мне нужна, я иногда по полдня с детьми, не понимающими, что человек не машинка и не кукла, живое отличается от неживого, играю. Для меня сообщество — отдушина, я себе тут позволяю писать как Бог на душу положит, а не на приёме на клиента работать. Обобщать это вопрос привычки, она не всегда уместна, если подумать.

  24. NsNew:

    4 моих поста в ру_психолог на тему памяти/внимания/мышления:
    http://www.academsmi.ru/forum/cat/psy/1655488.html
    http://www.academsmi.ru/forum/cat/psy/1933876.html
    http://www.academsmi.ru/forum/cat/psy/2187167.html
    http://www.academsmi.ru/forum/cat/psy/2239077.html
    Может быть, в комментариях найдете что-то полезное для себя.
    Для меня было открытием, например, что я написала эти посты, 4 штуки, т.к. я помнила только один 🙂

  25. 2an77:

    спасибо 🙂

  26. Asiiut:

    Бывает)
    На экзаменах особенно.

  27. Asiiut:

    У меня, кстати, картинки легко запоминаются, легче, чем информация просто.

  28. 2an77:

    У меня тоже..)

  29. Trava:

    Не заморачивайтесь уж слишкомсильно по этому поводу . Не очень хорошая память — это счастье. Всё равно это чем-то хорошим в вас компенсируется .Уверена. Переживала по этому поводу раньше тоже. Я с» девичьей «памятью, ну и что ? Развивайте,конечно, как посоветуют, но так уж нужно нам всё, что мы хотим помнить? Иногда забыл и слава Богу.

  30. 2an77:

    🙂 Мне подруга как раз сегодня анекдот рассказала.
    Хорошая болезнь склероз, ничего не болит и каждый день новости…)
    Я просто иногда чувствую, что не дотягиваю до чьего то уровня образованности, а так хооочется…)

  31. Akioma:

    Елена, мне представляется, что если вы выучились в школе, окончили вуз, работаете на полноценной работе, то речи о какой-то особой патологии вашей памяти не идет. Конечно, есть и те, кто с первого раза запоминает все увиденное и прочитанное, но у каждого из нас память имеет свои особенности. Отличная память, кстати, еще не гарантия хорошего интеллекта, даже иногда наоборот — описано много случаев людей с феноменальной памятью и ограниченными умственными способностями.

    Память складывается из процессов запоминания, хранения и воспроизведения (к памяти также относят еще процесс забывания), и в основном все мнемотехнические приемы ориентированы на тренировку запоминания (прежде всего через повышение концентрации внимания, усиление смысловых связей и т.д.). На такую тренировку направлены многие методики скорочтения, которые развивают интенсивность восприятия текста и за счет этого сокращается время на его усвоение, в чем, как я поняла, частично и состоит ваш запрос. Можно походить на курсы скорочтения (правда, с ними проблема может быть в том, что темп занятий на таких курсах может не дойти вам), можно позаниматься самостоятельно, в интернете достаточно пособий и по скорочтению, и по развитию памяти. Можно посмотреть на koob.ru, например — там много полезной литературы на самые разные психологические темы.

  32. EtaNet:

    Боязнь чистого листа можно обхитрить — я ставлю маленький крестик или галочку в уголке, и получается, что лист уже не пуст 🙂

  33. Iroiut:

    Чёрт, а я думала, что это норма_нормальная быть таким медленным_и_задумчивым.
    Мне порой дня 3 надо на то чтобы мысль обдумать, а когда меня сразу спрашивают понимание/реакцию и т.д., то я в шоке соображаю что_от_меня_хотят_эти_странные_сверхстремительные_люди :)))

  34. Iroiut:

    К слову, книги электронные (а еще хуже если текст с компа сполошняком) гораздо хуже запоминаю, чем обычные т.к. в обычных многое не по смыслу или последовательности запоминаю и связываю между собой а по расположению на страницах :))).
    Когда очень надо что-то понять/запомнить, а никак не идет, то рисую себе всякие схемки на 1 лист А4, чтобы обзор связей был перед глазами и никуда листать не надо было (иначе точно забуду или не разберусь :))

  35. Kihlight:

    Вы знаете,у каждого человека — свой,индивидуальный способ процессирования информации; и забывать на экзамене,когда надо вспомнить- это тоже вполне естественно: именно необходимость вспомнить, страх неудачи память туманят; исчезла «сверхважность» — вспомнили.
    Насчёт писаний Ольги Викторовны вспомнила,как они как-то с уважаемым Вовапом долго комментариями обменивались — а я читала и думала, да на каком же они языке разговаивают? Может,думала я, у меня развилась внезапнаП изолированная умственная отсталость? потом они поздравили друг друга с обоюдной шизоидностью — и мне сразу полегчало:) У Вас эмоции осуществляют контроль над интеллектуальными функциями-и это совершенно нормально. Я именно поэтому так люблю с клиентами-психотиками, не такими как Вы и я, работать:мне приходится с ними «запасную логику» включать,не эмоциональную.
    А вотк огда кто-то Вам тут пишет,что если б Вы к ней в детстве пришли,она бы Вам поменяла мозг — не верьте: «всё врут календари» (ц) Включите свой эмоциональный скепсис,и отнеситесь с трепетным уважением к своему уникальнму способу процессирования информации:он ведьВам всю жизнь верно служит,правда?

  36. 2an77:

    🙂 Я так думаю, что некоторое чувство неполноценности навязала мне в детстве моя бабушка, которая, вероятно , желая уязвить мою мать утверждала, что я — умственно отсталый ребёнок. Училась я в первых классах на отлично, но бабушка твёрдо стояла на своём. Вспоминаю, как она поджимала губы и горестно покачивала головой предлагая маме сдать меня в соответствующую школу…. Время прошло, но ощущение ущербности осталось. В детстве этот страх быть отправленной в соответствующее заведение клеить коробочки был очень острым, я так думаю, что если бы не «добрая» бабушка я бы и не расстраивалась по поводу того, что я усваиваю информацию несколько иначе .Было обидно. Честно. особенно когда меня сравнивали с другой внучкой и пророчили мне карьеру дворника, но не из «лучших побуждений» когда детям говорят » Не будешь учиться — станешь дворником», а сочувственно жалостливо — » ну что поделаешь, девочка умственно отсталая, будет себе хоть на кусок хлеба зарабатывать…
    И то, что я, смотря в учебник не понимала материал служило мне подтверждением моей неполноценности. И то, что прочитанное мною , через время становилось само по себе знанием, не добавляло мне уверенности в себе . Я то думала, что все всё понимают с первого прочтения…Я привыкла никому не говорить об этой своей особенности, прятать её . И кажется очень её недооценивала. Теперь вот узнала, что это не неполноценность , а наоборот неоценённое сокровище, которым я просто не умела пользоваться правильно…)

  37. Kihlight:

    Ну да, ведьнад Вами,какнадребёнком, бабушкаимела власть; асейчас — нет;Вы самиможете себе выдать»сертификат полноцнности,уникальности и незаурядности».

  38. 2an77:

    Что я и делаю 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *