Действовать целикомПрочёл тут недавно книгу Владимира "Советский КК" Серкина

By Iawilk, 22.12.2013

Действовать целиком

Прочёл тут недавно книгу Владимира «Советский КК» Серкина «Хохот шамана»

Привожу ниже отрывок, который меня заинтересовал.

04.01
Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой – то особой сноровке Шамана.
– Ты часто раскалывал так яйца?
– Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.
– А как ты научился их так ровно раскалывать?
– Не учился. Придет же такое в голову.
– Но как ты их колешь?
– Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)
– В чем секрет?
– У нас разные действия.
– В чем разница?
– Когда действую я, я действую целиком. А ты – частями.
– Какими частями?
– Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья — вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.
– Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
– Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
– Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?
– Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца – коли яйца, а не лови ворон.
– Но как?
– Начни это.

Вот я три раза прочитал, а всё равно не понимаю в чём разница в действии. Как можно это понять?

27 комментариев

  1. Rdamon:

    Будь тотален во всём. Когда ешь — только ешь, отдавайся полностью еде, когда рубишь дрова — только рубке дров, и так далее. Это бывает непросто по началу, но со временем всё легче

  2. Latack:

    целостная уверенность в нужном результате или же постоянные внутренние сомнения влияют на производимое действие

  3. DnaSpb:

    эта практика называется «здесь и сейчас». Когда ты моешь посуду — следи на грязью посуде, за тем смылось ли мыло полностью и так далее. Когда ведешь машину — следи за дорогой, за знаками, за другими машинами и людьми. И так далее. Если тебе нужно подумать, запланировать свой день, свой год, свою жизнь — останови машину, выйди и подумай. Все несчастные случаи происходят тогда, когда кто-то отвлекается от свеого дела — разговаривает по телефону, шлет смс за рулем, переключает радиостанцию. И не только за рулем — это происходят всегда и везде, ум людей постоянно где-то летает, в прошлом или в воображаемом будущем. А жить нужно здесь и сейчас, и полностью отдаваться тому, что ты делаешь. только так можно преуспеть. Думаете, футболист во время удара будет думать о том, сколько минут варить борщ? Нет, он думает только об ударе, а еще лучше — не думает вообще. Таким образом он полностью растворяется в моменте.

  4. re_1toff:

    Вопрос в концентрации внимания, наверное. Типа, когда рубишь яйцо — направь внимание на яйцо.

    Хотя, конечно, без практики такая сноровка все равно невозможно. И вообще литературные персонажи — это литературные персонажи. 🙂

  5. Nizes:

    http://en.wikipedia.org/wiki/Flow_(psych… все делать в потоке, когда ощущаешь себя предельно цельным.

  6. Nizes:

    Рекомендую прочесть эту книгу, очень полезно: http://lib.rus.ec/b/314975/read

  7. Ciloff:

    сказать, однако, об этом легко…

  8. Fillo:

    если рассматривать твоё сознание как операционную систему, а мысли (как осознаваемые, так и не осознанные) — как процессы в этой системе, то смысл в том, что бы отдавать все ресуры системы на один процесс.
    твоя система имеет по ресурам (можно назвать это «личной силой») некий «лимит сверху» (который вполне изменяется, но не суть), каждый процесс забирает часть этого ресурса себе для существования (и воплощения в реальность).
    если ты выделяешь некий процесс как «основной» (например, колка яиц), то отдавай все ресуры системы именно туда, а не поддерживай «ненужные процессы» (как то «а получится?», «а в магадане..», «..на морозе..»).
    вопрос «нужности процессов» решается как «что происходит прямо здесь и сейчас — то и важно».

  9. Amtwet:

    Имей в виду, что всегда полностью отдаваться одному процессу — довольно глупо. Тратить мозговую активность на ходьбу — как ступает нога, как двигается бедро и т.д., когда в тысячный раз идёшь по одной и той же дорожке — пустая потеря времени. Гораздо полезней обратить внимание на новые элементы этой дороги, или обдумать интересную теорию.

    Если ВСЁ делать в полном сосредоточении, то тогда вообще непонятно, как такие люди что-то вообще делают. По идее, их полное внимание должно быть сосредоточено на дыхании.

  10. Iawilk:

    Однако, если даже все ресурсы отдавать на один процесс, то КПД всё равно будет низким. Даже если с полной сосредоточенностью колоть яйца на морозе, без практики всё равно хуйня получится. По пальцам, положим, не попадёшь конечно, но ровно на две половинки не получится разрубить.

    Из этого отрывка у меня сложилось впечатление что шаман «специально колоть яйца» не учился, однако его умение направлять все ресурсы на один процесс позволяет ему достичь более высокого КПД. Почему? Можно ли сделать вывод, что практика «здесь и сейчас», как выше написали, в итоге повышает КПД сосредоточения во всех процессах, включая новые?

  11. Iawilk:

    Да, автоматизация рутинных процессов не просто так придумана, а для экономии ресурсов.

  12. Nahero:

    А задача какая? Яйца на морозе колоть?

    Шаманские книги Серкина весьма иносказательны и интересны для понимающих (точнее, имеющих собственный опыт). Из них есть, что «взять». Остальным, мне кажется, — просто забавное развлечение.

  13. Nizes:

    Ну это только если ты спортивной ходьмой не занимаешься.

  14. DnaSpb:

    ну, если практиковать йогу, например, то к этому есть стремление — сосредотачивать всё внимание на дыхании. А еще лучше сосредотачивать все внимание на пустоте, например, это же вообще вышак.

  15. Ciloff:

    можно много выводов сделать, толку то?

  16. YokSpb:

    Надо просто попасть в ритм.

  17. Iawilk:

    Если выводы правильные, это помогает лучше понять окружающий мир.

  18. Ciloff:

    что значит «правильные»? Правильные с чьей точки зрения?
    Как лучше понять? Понимать мир мы можем настолько, насколько способны его воспринимать, иными словами, насколько широк наш чувственный спектр или спектр нашего сознания.
    Правильными твои выводы для тебя будут правильными всегда, пусть даже на каждом новом этапе развития, выводы будут новыми.
    Другой вопрос, стоит ли делать какие-либо выводы, о практике еще не освоенной, т.е. той, которая еще пока за рамками твоего восприятия?
    По моему, это получится, как в этой же книге (или в продолжении, не помню уже) написано, — «Строить дом, начиная с крыши», т.е. осваивать сразу сложные практики, освоение которых, не дастся без освоения более простых.

  19. Ko4oed:

    Вот я три раза прочитал, а всё равно не понимаю в чём разница в действии. Как можно это понять?

    Судя по изложению и ответам — никто не понимает, включая автора текста. Так что рубить замороженные яйца пополам не получится 🙂

    Зато художественный эффект неплохой.

  20. Nizes:

    Я же дал книгу, там вполне себе все объясняется и очень прдробно. А для колки яиц нужна просто практика обращения с ножом. Будешь много резать, как повар на кухне, то сможешь морковку порезать за три секунды. И при этом не значит, что не надо сосредотачиваться на самом процессе.

  21. Luoall:

    Ха, как можно быть нецельным разрезая яйца. Например — хочется самоутвердиться, так же как шаман, у него же получается, может подняться личность из школы, а там уже самоутвердиться перед мамой или какой-нить машкой из седьмого б, а самоутвердиться ты хотел от несправедливости, когда тебя мама в угол поставила. Вот как можно быть нецельным разрезая яйца. Шевцов хоть и сектант, но тема цельности-нецельности в его книгах-семинарах раскрыта превосходно. Кресение, Целеустроение вот это вот все. Еще есть упражнение где ты про себя произносишь Я и смотришь твое Я звучит или из каких-то переживаний. Увы, не смог найти отрывок из книги, там примерно такой же образ, как у Серкина, но в контексте общей философии, вполне рабочий — то есть понятно, что делать. А не просто тужиться быть осознанным. Это тоже хорошо, но не всегда приносит результат.

  22. Luoall:

    причем личности-личины-облики-роли (как хочешь назови) выражают себя в телесных напряжениях, что вполне может влиять на точное и уверенное попадание ножом по яйцу.

  23. Rdamon:

    это только на первых порах. Когда наступает полная тишина — внимание способно объять гораздо больше. И это не сосредоточение, а осознание

  24. Reoone:

    но его же спросили, вот он и сказал, как умеет.

  25. Reoone:

    «Хохот шамана» — это популяризованные трактовки многих первичных идей, которые можно найти в первоисточниках, например, в «Дао Дэ Цзин». Просто они переложены в более приключенческую, захватывающую форму, и это вообще неплохо, не все же читают сразу «Дао Дэ Цзин».

  26. Ciloff:

    ничего против не имею, очень хорошо написал, я добавил просто )

What do you think?

Добавить комментарий